За плечами московских метростроителей уже две ударные пятилетки беспрецедентной программы развития метрополитена, запущенной мэром российской столицы Сергеем Собяниным в 2011 году Поделиться
Символом мега-проекта стала Большая кольцевая линия – ее строительство обещают завершить к концу этого года. Константин Маслаков (МИП-Строй 1) рассказал МК о реализации проекта Большой кольцевой линии в Москве.

Сергей Собянин и Константин Маслаков на строительной площадке станции «Текстильщики» БКЛ. Фото: Пресс-служба «МИП-Строй 1»
Избежать транспортного коллапса
В начале 2010-х годов Москва занимала первое место в мире по загруженности дорог. Недостаточная сеть, неудобство и перегруженность общественного транспорта приводили к тому, что большинство москвичей делали выбор в пользу личного автомобиля. Чтобы исправить ситуацию, мэрия запустила программу по расширению улично-дорожной сети города, а также сделало ставку на развитие общественного транспорта, в первую очередь, самого популярного его вида – метро.
«Пробки – одна из самых серьёзных проблем города… Для её решения необходимо создавать другой общественный транспорт, другое метро, другое пригородное сообщение, другой наземный транспорт. Метро должно быть в полтора раза больше», – напутствовал метростроителей Сергей Собянин.
Реализация столь амбициозного проекта в сжатые сроки требовала кардинально нового подхода к организации строительства. Единым оператором программы стала группа компаний «Мосинжпроект». Холдинг отвечает за весь цикл работ – от проектирования до ввода новых участков в эксплуатацию.
«Мосинжпроект» входит в сотню крупнейших инжиниринговых компаний мира и по соотношению «цена – качество – сроки реализации проектов» успешно конкурирует с иностранными подрядчиками», – убежден заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
Умное расширение
Программа расширения метро началась с продления существующих линий в спальные районы города. Немного позднее запустили строительство новых веток – Солцевского радиуса и Некрасовской линии. Метро пришло туда, где его давно ждали – сотни тысяч москвичей получили станции в пешей доступности.
В то же время градостроители понимали, что увеличение пассажиропотока даст дополнительную нагрузку на Кольцевую линию и пересадочные станции в центре города. Чтобы снять часть трафика с существующих пересадочных контуров, мэрия запустила два проекта. Первый – Московское центральное кольцо – наземная линия, функционирующая в режиме метро и глубоко интегрированная в систему столичной подземки.
Второй проект оказался куда более амбициозным. Московским строителям предстояло построить новое подземное кольцо протяженностью более 70 км, которое бы интегрировало все существующие радиальные линии, а также МЦК и платформы пригородных электричек.
«БКЛ порядка 20 раз пересекает существующие линии метро. Учитывая важность метрополитена для транспортной системы Москвы, перед нами поставлена задача максимально сократить влияние работ на действующую инфраструктуру», – объясняет Константин Маслаков, генеральный директор «МИП-Строй 1». Компания является ведущим строительным подразделением холдинга «Мосинжпроект».
Лидерские темпы
Задачу по расширению сети метрополитена столичные строители решают максимально оперативно – по темпам развития подземки Москва занимает лидирующие позиции среди мировых мегаполисов. За последние 11 лет построено 69 станций и более 140 км линий, а с МЦК новых станций насчитывается ровно 100.
Подобный успех стал возможен благодаря нескольким ключевым составляющим.
Во-первых, в программе развития метро задействованы десятки тысяч специалистов – в мировой практике подобные масштабы привлечения трудовых ресурсов встречаются крайне редко, разве что в Китае.
Во-вторых, значительно возросла техническая оснащенность строителей. В частности, в разы увеличилось количество спецтехники. До 2011 года для строительства метро в среднем использовали только пять тоннелепроходческих комплексов, сейчас – более 30.
В-третьих, московские метростроители оптимизировали технологические решения, что позволило значительно сократить сроки реализации проектов.
«Ключевым стало решение перейти к станциям мелкого заложения (до 30 метров от поверхности). Оно позволило ускорить строительство самих станционных комплексов и увеличить объемы щитовой проходки тоннелей, что дает возможность максимально эффективно использовать обширный парк спецтехники», – подчеркивает Константин Маслаков.
Скорость и стиль
В погоне за скоростью строительства нередко страдает архитектурная составляющая. Так было во времена Хрущева, когда станции создавали по типовым проектам, отказавшись от элементов декора – только функциональность. На фоне величественных объектов сталинского периода, создававшихся по индивидуальным проектам, построенные «под копирку» хрущевские станции-«сороконожки» выглядят блекло.
В современных станция эти две концепции удалось органично объединить.
«Фокус на функциональности никуда не исчез – и сейчас применяются типовые проекты, которые помогают оптимизировать и сроки, и стоимость реализации. Но они касаются лишь основных конструкций, тогда как дизайн станций разрабатывается индивидуально. Таким образом, мы забираем лучшее от обоих концепций», – уверен Константин Маслаков.
По словам архитектора Тимура Башкаева, дизайн новых станций развивает традицию московского метро по созданию уникальных и запоминающихся интерьеров.
«Метро пользуются миллионы людей каждый день, поэтому требования к качеству транспортной среды очень высокие. Архитекторы успешно решают все поставленные задачи, создавая оригинальные дизайн-проекты, отражающие идеалы нашего времени. Важную роль играют и открытые международные архитектурные конкурсы, в ходе которых определяется будущий облик станций», – считает Тимур Башкаев.
Метро после Большого кольца
Строительство БКЛ обещают завершить в этом году, однако программа развития столичного метро не останавливается. У метростроителей впереди еще много работы: только в ближайшие пять лет им предстоит продлить Арбатско-Покровскую и Сокольническую линии, Дмитровский и Солнцевский радиусы. Появятся три новые линии – Троицкая, Рублево-Архангельская и Бирюлевская, которые «посадят» на Большое кольцо. Новая кольцевая линия обеспечит столичную подземку потенциалом на десятилетия вперед.
«Метро не просто приходит в новые районы – усложняется топология сети. Такие проекты, как МЦК и БКЛ, позволяют снизить нагрузку на систему и открыть новые возможности для ее расширения», – заключает глава Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.








































